В Алдане на 93 году жизни скончалась последняя женщина-ветеран Великой Отечественной войны
Поздним вечером 21 января 2017 года отошла ко Господу Елизавета Яковлевна Легостаева, последняя женщина-ветеран Алданской земли, всем более известная нам как бабушка Лиза... Вечная память настоящему герою и защитнику нашей великой страны, доброй христианке и просто хорошему, искреннему и до глубины души порядочному человеку!!!
Чин очного отпевания и поминальная трапеза пройдут в среду, 25 января 2017 года, в храме в честь святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской г. Алдана в 12.00.
Ветеран Великой Отечественной войны и вневедомственной охраны, жительница Алдана Елизавета Легостаева делится воспоминаниями о военных годах.
Родилась Елизавета Яковлевна в крестьянской семье в селе Малокрасноярск. Отца Елизаветы Яковлевны мобилизовали в армию в первый же день войны. Тяжкие это были годы: страшный голод, нищета. В мае 1943 пришла повестка и для 18-тилетней Елизаветы. На станции Татарской, Новосибирской области, в здании школы был сборный пункт. С волнением рассказывает об этом ветеран: и как брать по началу не хотели, и как рыдала она от досады в здании старой школы, и как радовалась, что все-таки взяли в армию. В грузовых вагонах прибыла Елизавета Яковлевна в Балашово. Два месяца проходила там обучение военному делу: строевой подготовке, учились стрелять из винтовки, кидать гранату, одевать противогазы, работать со средствами связи, производить разведку. Также изучали особенности боевой техники врага и Советской Армии.
А дальше была Сызрань, распределение. Попала она в 5 армию 3 Украинский фронт, 527 артиллерийский 37 малокалиберный зенитный полк, 13 батарея. Служила телефонистом-разведчиком. Дали огневую точку, где расположили орудия и провели связь с дивизионом. Выкапывали землянки для себя и для орудий. Город был уже разрушен, но немецкие самолеты продолжали совершать налеты и сбрасывать бомбы. Через неделю перевели в Пятихатку, которая на всю жизнь осталась в памяти. Елизавета Яковлевна стояла на посту разведчика. Ночь была темной, моросил дождь, в небе появились самолеты противника, началась бомбежка. Бомбы взрывались недалеко друг от друга, свистели пули.
Одна из бомб попала в находящийся недалеко от части склад с боеприпасами, ночное небо озарило взрывом, светло стало, как днем. Еще через 4 дня батарею перевели на новую огневую точку, в п.Знаменка. Со слезами на глазах вспоминает Елизавета Яковлевна, как смертельно ранили командира их батальона – старшего лейтенанта Шумихина. И опять налет, одна из бомб вывела из строя орудия, убила двоих ребят. Не дождавшись нового командира, часто меняли боевые точки, шли за фронтом в 5 – 7 километрах, Основная задача была - прикрытие ж/д узлов, переправ, мостов в прифронтовой зоне. Шли пешком, если и давали машину, то загружали в нее все снаряды, остальные несли в руках вместе с обмундированием. Спали по 3 – 4 часа в сутки, копали окопы, траншеи, землянки, вкапывали орудия. Кровавые мозоли не успевали сходить с рук, постоянно мучила жажда. Пить воду из колодцев было нельзя, она могла быть отравлена. Командиры давали селедку или соль, говоря, что так можно утолить жажду.Прошли города Днепропетровск, Харьков, Воронеж, Баку, Одессу. В марте 1945 года Елизавете Яковлевне присвоили звание ефрейтор и назначили старшей телефонисткой. Вспоминает она, как тащила 8-микилограммовую катушку, тянула связь.
И вот, недалеко от почти разрушенной Одессы, в Николаеве, пришло в батальон радостное известие о победе над фашисткой Германией: в 6 часов утра 9 мая объявили об окончании войны. Не сразу Елизавета Яковлевна вернулась в родную деревню, еще два месяца находилась она в части в Николаеве…