Дальневосточный Свято-Иннокентьевский студенческий форум начался с педагогического семинара о святителе Иннокентии

05 октября 2016

В рамках Дальневосточного Свято-Иннокентьевского студенческого форума в большом зале Якутской духовной семинарии состоялся педагогический семинар о методике проведения урока о святителе Иннокентии в общеобразовательной школе. Семинар провела одна из разработчиц методики главный научный сотрудник, заведующий сектором научного проектирования и инноваций Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Иркутского государственного университета Софья Мельникова. На семинаре присутствовали педагоги и студенты педагогических вузов Якутска.

Идея урока, рассказала Софья Владимировна, родилась в рамках проекта «Путь святителя Иннокентия». Разработчики урока задаются вопросом, каким образом и почему необходимо говорить о святителе Иннокентии и других подвижниках благочестия в светской школе? Стоит ли говорить только о нравственности или допустимо обращаться к теме веры?

Методическое пособие по уроку написано коллективом иркутских историков. Несколько его экземпляров переданы выступающей в фонд библиотеки Якутской духовной семинарии.

Центральная идея урока заключается в понимании истории Русской Православной Церкви как неотъемлемой части российской истории в целом. Ставится цель донести до учеников мысль о непротиворечивом единстве духовной и светской культуры России, отрицаемом в советский период. Для этого необходимо подчеркивать не только религиозную, но и научную, общественную, государственную роль духовенства на примере личности святителя Иннокентия, делом жизни которого было не только развитие и укрепление духовности, но и объединение народов и территорий. Многогранность личности и деятельности святителя – миссионера, богослова, проповедника, церковного и общественного деятеля, ученого лингвиста, религиоведа, переводчика и так далее позволяет говорить о нем не только на уроках истории или религиозной этики, но и географии, языков и других.

Жизненный пример святителя Иннокентия, подчеркивает выступающая, может быть значимым в условиях кризиса авторитетов, особенно для молодежи: «За ним хочется идти. Молодой человек может увлечься его личностью».

Следует помнить, что светская школа не ставит катехизаторских целей. В то же время Софья Владимировна обращает внимание педагогов: не следует в угоду безрелигиозному сознанию подменять духовные понятия светскими – например, «промысел Божий» заменять на судьбу. «Это нечестно по отношению к ученикам», - считает Софья Мельникова.

Целью любого урока по святителю Иннокентию является не только духовно-нравственное воспитание учащихся, но и донесение до них новых знаний, обучение навыкам работы с источниками и литературой, привитие толерантного отношения к различным культурам и народам, которое было так свойственно для подвижника.

Формы уроков могут быть различные. Урок, посвященный биографии святителя, может быть построен как путешествие по всем территориям, где ему доводилось жить и трудиться – Иркутск, Камчатка, Уналашка, кругосветное путешествие из Америки в Санкт-Петербург, освоение Амура, Дальний Восток и Якутия и, наконец, Москва. При этом нельзя забывать, что главный его путь – духовный.

Весьма плодотворным может быть урок-исследование, для которого избирается форма семинара или конференции.

Наконец, для культурологических дисциплин подходит так называемый «урок эмпатического диалога». Цель его – расширение культурного горизонта и формирование ценностно-ориентированного сознания подростка. Отталкиваясь от евангельских притч, учитель и ученики рассуждают об их актуализации в жизни святителя Иннокентия, объясняя и вводя такие понятия духовно-нравственной и религиозной культуры, как подвиг, жертвенность, миссионерство, включающее в себя отказ от себя ради служения другим народам. В итоге до ученика должна быть донесена в том числе важная мысль об уважении к другому, обращает внимание Софья Мельникова: «Основой его проповеди были толерантность и свобода выбора, принцип «Не навреди». Он ставил своей целью не русификацию, а помощь в поднятии культуры коренных народов: дать письменность, изучить язык». Как пример: основной катехитический труд святителя «Указание пути в Царствие Небесное» был написан на алеутском языке, а затем выдержал пятьдесят переизданий и переведен на многие европейские языки.

В заключение Софья Владимировна предложила вниманию участников семинара обширный список исследовательской литературы по биографии и трудам святителя Иннокентия.

Семинар встретил огромный интерес со стороны гостей и участников – молодых и опытных педагогов. От Алданского благочиния в данном форуме приняли участие 7 человек из числа учащейся молодежи СУЗов и общеобразовательных школ Алданскогог района. 

новый стиль      старый стиль
  • январь 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • февраль 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • март 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • апрель 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • май 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • июнь 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • июль 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • август 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • сентябрь 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • октябрь 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • ноябрь 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • декабрь 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • январь 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • февраль 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • март 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • апрель 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • май 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • июнь 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • июль 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • август 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • сентябрь 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • октябрь 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • ноябрь 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • декабрь 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31

21 2019

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Седмица 17-я по Пятидесятнице

Глас 7-й

Евангельские чтения

Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Еф. 1:22-2:3; Мк. 10:46-52)

Слепец иерихонский, узнав, что Господь мимо идет, возвысил голос свой. Вопль его дошел до Господа; ничто окружающее Господа не могло помешать сему слышанию, и Господь, подозвав слепца, возвратил ему зрение. И во всякое время и во всяком месте Господь не мимоходит только, но есть; Он всем миром правит. Судя по человечески, значит, у Него много забот; притом и сонмы ангелов окружают Его с своими славословиями. Но если ты сумеешь возвысить голос свой, подобно иерихонскому слепцу, ничто не помешает воплю твоему дойти до Господа; Он услышит и исполнит прошение твое. Дело не за Господом; и Сам Он близ, и все тебе нужное уже готово у Него; остановка за тобою. Сумей возвысить голос в меру услышания Господня и тотчас все получишь. Какая же это мера? Вера, упование, преданность в волю Божиею. Но и эти меры имеют свои меры. Какие же должны быть эти меры? Спроси у того, кто молился и получал просимое; он скажет тебе: «молился я о том-то и о том-то, получил по прошению; теперь мне нужно то-то, молюсь и не получаю, и знаю почему: потому что никак не могу взойти в ту меру молитвы, какая была у меня прежде». Выходит, что меру эту нельзя определить с буквальною точностию. Одно только определенно верно, что дело стоит за нами, а не за Господом. Как только дойдешь до способности принять, непременно получишь.

вчера завтра