Дальневосточный Свято-Иннокентьевский студенческий форум начался с педагогического семинара о святителе Иннокентии

05 октября 2016

В рамках Дальневосточного Свято-Иннокентьевского студенческого форума в большом зале Якутской духовной семинарии состоялся педагогический семинар о методике проведения урока о святителе Иннокентии в общеобразовательной школе. Семинар провела одна из разработчиц методики главный научный сотрудник, заведующий сектором научного проектирования и инноваций Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Иркутского государственного университета Софья Мельникова. На семинаре присутствовали педагоги и студенты педагогических вузов Якутска.

Идея урока, рассказала Софья Владимировна, родилась в рамках проекта «Путь святителя Иннокентия». Разработчики урока задаются вопросом, каким образом и почему необходимо говорить о святителе Иннокентии и других подвижниках благочестия в светской школе? Стоит ли говорить только о нравственности или допустимо обращаться к теме веры?

Методическое пособие по уроку написано коллективом иркутских историков. Несколько его экземпляров переданы выступающей в фонд библиотеки Якутской духовной семинарии.

Центральная идея урока заключается в понимании истории Русской Православной Церкви как неотъемлемой части российской истории в целом. Ставится цель донести до учеников мысль о непротиворечивом единстве духовной и светской культуры России, отрицаемом в советский период. Для этого необходимо подчеркивать не только религиозную, но и научную, общественную, государственную роль духовенства на примере личности святителя Иннокентия, делом жизни которого было не только развитие и укрепление духовности, но и объединение народов и территорий. Многогранность личности и деятельности святителя – миссионера, богослова, проповедника, церковного и общественного деятеля, ученого лингвиста, религиоведа, переводчика и так далее позволяет говорить о нем не только на уроках истории или религиозной этики, но и географии, языков и других.

Жизненный пример святителя Иннокентия, подчеркивает выступающая, может быть значимым в условиях кризиса авторитетов, особенно для молодежи: «За ним хочется идти. Молодой человек может увлечься его личностью».

Следует помнить, что светская школа не ставит катехизаторских целей. В то же время Софья Владимировна обращает внимание педагогов: не следует в угоду безрелигиозному сознанию подменять духовные понятия светскими – например, «промысел Божий» заменять на судьбу. «Это нечестно по отношению к ученикам», - считает Софья Мельникова.

Целью любого урока по святителю Иннокентию является не только духовно-нравственное воспитание учащихся, но и донесение до них новых знаний, обучение навыкам работы с источниками и литературой, привитие толерантного отношения к различным культурам и народам, которое было так свойственно для подвижника.

Формы уроков могут быть различные. Урок, посвященный биографии святителя, может быть построен как путешествие по всем территориям, где ему доводилось жить и трудиться – Иркутск, Камчатка, Уналашка, кругосветное путешествие из Америки в Санкт-Петербург, освоение Амура, Дальний Восток и Якутия и, наконец, Москва. При этом нельзя забывать, что главный его путь – духовный.

Весьма плодотворным может быть урок-исследование, для которого избирается форма семинара или конференции.

Наконец, для культурологических дисциплин подходит так называемый «урок эмпатического диалога». Цель его – расширение культурного горизонта и формирование ценностно-ориентированного сознания подростка. Отталкиваясь от евангельских притч, учитель и ученики рассуждают об их актуализации в жизни святителя Иннокентия, объясняя и вводя такие понятия духовно-нравственной и религиозной культуры, как подвиг, жертвенность, миссионерство, включающее в себя отказ от себя ради служения другим народам. В итоге до ученика должна быть донесена в том числе важная мысль об уважении к другому, обращает внимание Софья Мельникова: «Основой его проповеди были толерантность и свобода выбора, принцип «Не навреди». Он ставил своей целью не русификацию, а помощь в поднятии культуры коренных народов: дать письменность, изучить язык». Как пример: основной катехитический труд святителя «Указание пути в Царствие Небесное» был написан на алеутском языке, а затем выдержал пятьдесят переизданий и переведен на многие европейские языки.

В заключение Софья Владимировна предложила вниманию участников семинара обширный список исследовательской литературы по биографии и трудам святителя Иннокентия.

Семинар встретил огромный интерес со стороны гостей и участников – молодых и опытных педагогов. От Алданского благочиния в данном форуме приняли участие 7 человек из числа учащейся молодежи СУЗов и общеобразовательных школ Алданскогог района. 

новый стиль      старый стиль
  • январь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • февраль 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • март 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • апрель 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • май 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • июнь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • июль 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • август 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • сентябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • октябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • ноябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • декабрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • январь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • февраль 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • март 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • апрель 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • май 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • июнь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • июль 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • август 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • сентябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • октябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • ноябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • декабрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31

25 декабря 2025

Седмица 30-я по Пятидесятнице

Глас 4-й

Рождественский пост

Евангельские чтения

Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16. Лк., 108 зач., XXI, 37 - XXII, 8. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Лк., 24 зач., VI, 17-23.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Евр. 7, 18-25; Лк. 21, 37-22, 8)

Вошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа: тот согласился и предал. Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтоб отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа, в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек. Не допускай сатане угодных мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их, и не соглашайся на них, - сатана походит, походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство. Начало всему злу мысли. Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые - что же делать; без них никого нет на свете, и греха тут никакого нет. Прогони их, и всему конец; опять придут, опять прогони - и так всю жизнь. Когда же примешь мысли, и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость - вот и грех внутри! Дверь сердца отворена настежь. Как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана, и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей - ничего бы такого не было.

вчера завтра