Дальневосточный Свято-Иннокентьевский студенческий форум начался с педагогического семинара о святителе Иннокентии

05 октября 2016

В рамках Дальневосточного Свято-Иннокентьевского студенческого форума в большом зале Якутской духовной семинарии состоялся педагогический семинар о методике проведения урока о святителе Иннокентии в общеобразовательной школе. Семинар провела одна из разработчиц методики главный научный сотрудник, заведующий сектором научного проектирования и инноваций Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Иркутского государственного университета Софья Мельникова. На семинаре присутствовали педагоги и студенты педагогических вузов Якутска.

Идея урока, рассказала Софья Владимировна, родилась в рамках проекта «Путь святителя Иннокентия». Разработчики урока задаются вопросом, каким образом и почему необходимо говорить о святителе Иннокентии и других подвижниках благочестия в светской школе? Стоит ли говорить только о нравственности или допустимо обращаться к теме веры?

Методическое пособие по уроку написано коллективом иркутских историков. Несколько его экземпляров переданы выступающей в фонд библиотеки Якутской духовной семинарии.

Центральная идея урока заключается в понимании истории Русской Православной Церкви как неотъемлемой части российской истории в целом. Ставится цель донести до учеников мысль о непротиворечивом единстве духовной и светской культуры России, отрицаемом в советский период. Для этого необходимо подчеркивать не только религиозную, но и научную, общественную, государственную роль духовенства на примере личности святителя Иннокентия, делом жизни которого было не только развитие и укрепление духовности, но и объединение народов и территорий. Многогранность личности и деятельности святителя – миссионера, богослова, проповедника, церковного и общественного деятеля, ученого лингвиста, религиоведа, переводчика и так далее позволяет говорить о нем не только на уроках истории или религиозной этики, но и географии, языков и других.

Жизненный пример святителя Иннокентия, подчеркивает выступающая, может быть значимым в условиях кризиса авторитетов, особенно для молодежи: «За ним хочется идти. Молодой человек может увлечься его личностью».

Следует помнить, что светская школа не ставит катехизаторских целей. В то же время Софья Владимировна обращает внимание педагогов: не следует в угоду безрелигиозному сознанию подменять духовные понятия светскими – например, «промысел Божий» заменять на судьбу. «Это нечестно по отношению к ученикам», - считает Софья Мельникова.

Целью любого урока по святителю Иннокентию является не только духовно-нравственное воспитание учащихся, но и донесение до них новых знаний, обучение навыкам работы с источниками и литературой, привитие толерантного отношения к различным культурам и народам, которое было так свойственно для подвижника.

Формы уроков могут быть различные. Урок, посвященный биографии святителя, может быть построен как путешествие по всем территориям, где ему доводилось жить и трудиться – Иркутск, Камчатка, Уналашка, кругосветное путешествие из Америки в Санкт-Петербург, освоение Амура, Дальний Восток и Якутия и, наконец, Москва. При этом нельзя забывать, что главный его путь – духовный.

Весьма плодотворным может быть урок-исследование, для которого избирается форма семинара или конференции.

Наконец, для культурологических дисциплин подходит так называемый «урок эмпатического диалога». Цель его – расширение культурного горизонта и формирование ценностно-ориентированного сознания подростка. Отталкиваясь от евангельских притч, учитель и ученики рассуждают об их актуализации в жизни святителя Иннокентия, объясняя и вводя такие понятия духовно-нравственной и религиозной культуры, как подвиг, жертвенность, миссионерство, включающее в себя отказ от себя ради служения другим народам. В итоге до ученика должна быть донесена в том числе важная мысль об уважении к другому, обращает внимание Софья Мельникова: «Основой его проповеди были толерантность и свобода выбора, принцип «Не навреди». Он ставил своей целью не русификацию, а помощь в поднятии культуры коренных народов: дать письменность, изучить язык». Как пример: основной катехитический труд святителя «Указание пути в Царствие Небесное» был написан на алеутском языке, а затем выдержал пятьдесят переизданий и переведен на многие европейские языки.

В заключение Софья Владимировна предложила вниманию участников семинара обширный список исследовательской литературы по биографии и трудам святителя Иннокентия.

Семинар встретил огромный интерес со стороны гостей и участников – молодых и опытных педагогов. От Алданского благочиния в данном форуме приняли участие 7 человек из числа учащейся молодежи СУЗов и общеобразовательных школ Алданскогог района. 

новый стиль      старый стиль
  • январь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • февраль 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • март 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • апрель 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • май 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • июнь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • июль 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • август 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • сентябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • октябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • ноябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • декабрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • январь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • февраль 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • март 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • апрель 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • май 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • июнь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • июль 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • август 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • сентябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • октябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • ноябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • декабрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31

09 ноября 2025

Седмица 24-я по Пятидесятнице

Глас 6-й

Евангельские чтения

1 Сол., 267 зач., II, 20 - III, 8. Лк., 52 зач., X, 22-24. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 106 зач., XXI, 12-19.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(1 Фес. 1, 1-5; Лк. 10, 22-24)

"Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть". Сын же был на земле и все нужное нам открыл Сам и через Духа Святого, действовавшего в апостолах. Следовательно, что найдешь в Евангелии и апостольских писаниях, то только и будешь и можешь знать об Отце и Божеских вещах. Больше этого не ищи и помимо этого не думай где либо еще найти истину о Боге и планах Божиих. Каким великим сокровищем обладаем мы!. . Все уже сказано. Не ломай головы, а только с верою прими что открыто. Открыто, что Бог един по существу и троичен в лицах -Отец, Сын и Святый Дух, прими это верою и содержи так. Открыто, что Триипостасный Бог все создал словом, все содержит в деснице Своей и о всем промышляет, прими это верою и содержи так. Открыто, что мы были в блаженном состоянии и пали, и что для восстановления и искупления нас Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес и вознесся на небо, - прими это верою и содержи так. Открыто, что желающий спастись должен уверовать в Господа и, приняв божественную благодать во св. таинствах, с помощью ее, жить по заповедям Господним, борясь со страстями и похотями посредством соответствующих подвигов, - прими это верою и делай так. Открыто, что кто живет по указанию Господню, тот по смерти поступает в светлые обители, предначаток вечного блаженства, а кто не живет так, тот по смерти предначинает испытывать муки адские, - прими это верою и тем вразумляй и воодушевляй себя на добро и подвиги. Так и все с верою принимай и верно храни. Нет надобности ломать голову на придумывание чего-либо своего; и тех, которые умничают много, не слушай, ибо они пошли не зная куда.

вчера завтра