Дальневосточный Свято-Иннокентьевский студенческий форум начался с педагогического семинара о святителе Иннокентии

05 октября 2016

В рамках Дальневосточного Свято-Иннокентьевского студенческого форума в большом зале Якутской духовной семинарии состоялся педагогический семинар о методике проведения урока о святителе Иннокентии в общеобразовательной школе. Семинар провела одна из разработчиц методики главный научный сотрудник, заведующий сектором научного проектирования и инноваций Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Иркутского государственного университета Софья Мельникова. На семинаре присутствовали педагоги и студенты педагогических вузов Якутска.

Идея урока, рассказала Софья Владимировна, родилась в рамках проекта «Путь святителя Иннокентия». Разработчики урока задаются вопросом, каким образом и почему необходимо говорить о святителе Иннокентии и других подвижниках благочестия в светской школе? Стоит ли говорить только о нравственности или допустимо обращаться к теме веры?

Методическое пособие по уроку написано коллективом иркутских историков. Несколько его экземпляров переданы выступающей в фонд библиотеки Якутской духовной семинарии.

Центральная идея урока заключается в понимании истории Русской Православной Церкви как неотъемлемой части российской истории в целом. Ставится цель донести до учеников мысль о непротиворечивом единстве духовной и светской культуры России, отрицаемом в советский период. Для этого необходимо подчеркивать не только религиозную, но и научную, общественную, государственную роль духовенства на примере личности святителя Иннокентия, делом жизни которого было не только развитие и укрепление духовности, но и объединение народов и территорий. Многогранность личности и деятельности святителя – миссионера, богослова, проповедника, церковного и общественного деятеля, ученого лингвиста, религиоведа, переводчика и так далее позволяет говорить о нем не только на уроках истории или религиозной этики, но и географии, языков и других.

Жизненный пример святителя Иннокентия, подчеркивает выступающая, может быть значимым в условиях кризиса авторитетов, особенно для молодежи: «За ним хочется идти. Молодой человек может увлечься его личностью».

Следует помнить, что светская школа не ставит катехизаторских целей. В то же время Софья Владимировна обращает внимание педагогов: не следует в угоду безрелигиозному сознанию подменять духовные понятия светскими – например, «промысел Божий» заменять на судьбу. «Это нечестно по отношению к ученикам», - считает Софья Мельникова.

Целью любого урока по святителю Иннокентию является не только духовно-нравственное воспитание учащихся, но и донесение до них новых знаний, обучение навыкам работы с источниками и литературой, привитие толерантного отношения к различным культурам и народам, которое было так свойственно для подвижника.

Формы уроков могут быть различные. Урок, посвященный биографии святителя, может быть построен как путешествие по всем территориям, где ему доводилось жить и трудиться – Иркутск, Камчатка, Уналашка, кругосветное путешествие из Америки в Санкт-Петербург, освоение Амура, Дальний Восток и Якутия и, наконец, Москва. При этом нельзя забывать, что главный его путь – духовный.

Весьма плодотворным может быть урок-исследование, для которого избирается форма семинара или конференции.

Наконец, для культурологических дисциплин подходит так называемый «урок эмпатического диалога». Цель его – расширение культурного горизонта и формирование ценностно-ориентированного сознания подростка. Отталкиваясь от евангельских притч, учитель и ученики рассуждают об их актуализации в жизни святителя Иннокентия, объясняя и вводя такие понятия духовно-нравственной и религиозной культуры, как подвиг, жертвенность, миссионерство, включающее в себя отказ от себя ради служения другим народам. В итоге до ученика должна быть донесена в том числе важная мысль об уважении к другому, обращает внимание Софья Мельникова: «Основой его проповеди были толерантность и свобода выбора, принцип «Не навреди». Он ставил своей целью не русификацию, а помощь в поднятии культуры коренных народов: дать письменность, изучить язык». Как пример: основной катехитический труд святителя «Указание пути в Царствие Небесное» был написан на алеутском языке, а затем выдержал пятьдесят переизданий и переведен на многие европейские языки.

В заключение Софья Владимировна предложила вниманию участников семинара обширный список исследовательской литературы по биографии и трудам святителя Иннокентия.

Семинар встретил огромный интерес со стороны гостей и участников – молодых и опытных педагогов. От Алданского благочиния в данном форуме приняли участие 7 человек из числа учащейся молодежи СУЗов и общеобразовательных школ Алданскогог района. 

новый стиль      старый стиль
  • январь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • февраль 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • март 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • апрель 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • май 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • июнь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • июль 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • август 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • сентябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • октябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • ноябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • декабрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • январь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • февраль 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • март 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • апрель 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • май 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • июнь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • июль 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • август 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • сентябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • октябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • ноябрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • декабрь 2025
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31

14 2025

Седмица 16-я по Пятидесятнице

Глас 6-й

Евангельские чтения

Новолетия: 1 Тим., 282 зач., II, 1-7. Лк., 13 зач., IV, 16-22. Прп.: Кол., 258 зач., III, 12-16. Мф., 43 зач., XI, 27-30.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Гал. 4:28-5; Мк. 6:54-7:8)

Господь укоряет фарисеев не за внешние, заведенные у них порядки и правила поведения, а за пристрастие к ним, за то, что они остановились на одном внешнем почитании Бога, не заботясь о том, что на сердце. Без внешнего нельзя. Самое высокое внутреннее требует внешнего как выражения и как облачения своего. На деле оно и не бывает никогда одно, а всегда в союзе с внешним; только в ложных теориях отделяют их. Но опять же очевидно, что одно внешнее — ничто; цена его от присутствия в нем внутреннего, так что коль скоро этого нет, то хоть и не будь. Между тем, мы падки на внешность и видимость, в которых воображается внутреннее и в которых оно принимает определенную форму до того, что, исполнив внешнее, мы остаемся покойны, не думая о том, бывает ли тут внутреннее или нет. А так как внутреннее труднее, чем внешнее, то очень натурально застрять на последнем, не простираясь к первому. Как же быть? Надо править собою, и иметь в виду внутреннее, всегда к нему напрягаться сквозь внешнее, и при внешнем считать дело делом только тогда, когда в нем внутреннее сочетается со внешним. Другого способа нет. Внимание к себе, трезвение и бодрствование — это единственные рычаги для поднятия дебелого и падкого на дольное естества нашего. Замечательно, у кого есть внутреннее, тот никогда внешнего не оставляет, хотя цены особенной ему не придает.

вчера завтра