145-летие Якутской епархии отметили архиерейским богослужением в Преображенском соборе стольного града
4 октября 2015 года в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе совершили Божественную Литургию архиепископ Верейский Евгений, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт и епископ Якутский и Ленский Роман. Накануне вечером архипастыри совершили Всенощное бдение.
За богослужением пели хор студентов Якутской духовной семинарии и хор кафедрального собора. Ряд богослужебных песнопений исполнялся антифонно с хором духовенства под руководством иеромонаха Симеона (Березкина).
За Литургией также молились участники Дальневосточного Свято-Иннокентьевского студенческого форума, среди которых представители учащейся молодёжи Алданского района.
На Малом входе правящий архиерей Якутской епархии наградил проректора Якутской духовной семинарии по воспитательной работе иерея Сергия Баско камилавкой, настоятеля храма иконы Божией Матери «Целительница» при Национальном медицинском центре иерея Сергия Сергеева и руководителя молодежного отдела епархии иерея Сергия Курдова набедренником.
*
Проповедь после Евангелия на притчу о немилосердном заимодавце произнес архиепископ Феофилакт:
- Господин призвал своего должника, чтобы вернуть себе то, что тот задолжал. Должник упал перед господином, умоляя: «Потерпи — я все тебе отдам». Все, чего ты ждешь от меня — подлинно твое, и я тебе все это верну. Я не хочу быть вором, но я хочу быть свободным — подожди! Господин, видя искренность этого человека, прощает ему все.
Человек вышел от господина, и, должно быть, в его сердце бушевала радость, ум его сиял, как солнце, от мысли о том, что теперь он никогда больше не будет возвращаться к мраку своего долга. Он свободен!
Он увидел своего друга. Кажется, сейчас он поделится своей радостью. Но он говорит вместо этого: «Помнишь, ты мне задолжал? Верни мне долг!» Тот отвечает теми же словами, что сам он только что произносил: «Потерпи на мне, я все отдам!» — а человек отдает своего друга истязателям, чтобы вернуть долг.
Об этом узнает господин, вызывает прощенного им и спрашивает: «Почему ты не простил так же, как простил тебе я? Ведь твой друг был должен тебе гораздо меньше, чем ты мне! Да и не в размере дело, а в том, что ты сам мог поделиться свободой!»
Нам стоит поразмышлять об этом: прощение всегда должно вызывать в нас, во-первых, благодарность, а во-вторых — стремление делать то же самое, прощать. Получить прощение — это значит не только не быть больше никому должным, но и прежде всего — быть готовым всего себя отдать за это прощение, то есть — поделиться своей свободой.
Обращаясь к Богу в молитве, мы многократно просим Его просить наши грехи. Мы чувствуем всеми силами своей души, как это прощение настигает нас в продолжение нашей жизни. Господь дарует нам свободу, и мы откладываем всякое уныние и проклятие греха. Господь дарует нам свободу, чтобы мы могли подарить ее ближним.
Проще говоря: когда, оступившись, ты встаешь и идешь дальше, ты не можешь пройти мимо другого оступившегося. Ты должен уметь поднять того, кто упал.
Сколько раз, произнося слова молитвы «Отче наш»: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», - мы отлагали нашу молитву, обращаясь к жизни своей — к своему неумению простить! Мы не можем простить мелочных обид и горьких злоб, малых грехов, которые некто имеет против нас — и продолжаем требовать возвращения своего долга: «Пока ты не настрадаешься, не выплатишь и не выплачешь — я не буду удовлетворен».
Господин назвал своего должника: «Лукавый и злой раб!» Получив свободу, ты сам никого не сделал свободным — значит, ты остался рабом. Семя свободы в тебе умерло, жизнь твоя — как бесплодная земля. Теперь ты будешь жить в рабстве, пока все не отдашь мне. Ты не смог воспользоваться своей свободой, потому что свобода должна рождать свободу от греха, гнева, зависимости.
Сегодняшний призыв Господа о прощении — Его доверие к каждому из нас. Это Его дар, который Он дает нам не потому что мы заслужили, а потому что через него мы можем освободить и другого человека, простив и ему, и тем самым стать по-настоящему прощенным и свободным от греха и смерти. Евангелие зовет нас действовать, напоминая нам о том, что у каждого из нас этот дар, которым мы можем воспользоваться, простив кому-то обиду, измену в дружбе, дурное и обидное слово — простив намного меньше, чем Господь прощает нам.
За Божественной Литургией вспомним имена, вызывающие в нас боль — тех, кого мы еще не простили. Вспомним и помолимся о них, приложим усилия к тому, чтобы выйти из этого храма, как из дворца господина. И встретив своего должника — не будем требовать от него возвращения долга, но разделим с ним радость.
*
По завершении Божественной Литургии сослужителей и молящихся поздравил со днями празднования 145-летия Якутской епархии правящий архиерей, епископ Роман:
— Этот воскресный день для Якутской епархии особый, ибо проходит под покровом великого святителя земли нашей — святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, как зовет его Святая Церковь. А мы к нем обращаемся: «Святителю отче наш Иннокентие, моли Бога о нас!» - и не случайно зовем его своим святым. И по крови, и по духу, и по культуре он был наш. Вырос он на берегах Лены и потом в течение полувека нес весть Христову на Дальнем Востоке, духовно объединяя его.
Сегодня в праздник 145-летия со дня учреждения Якутской епархии, которая создавалась трудами святителя Иннокентия, мы вновь видим, как он духовно объединяет Дальний Восток и всю Якутию: его чудотворный мироточивый образ из Хабаровска пребывает в нашем храме, являя милосердие Божие и подтверждая наше духовное единение.
Владыка приветствовал сослуживших архипастырей и передал слова благодарности митрополиту Хабаровскому Игнатию за принесение чудотворного образа святителя Иннокентия.
- Надеюсь, что и в дальнейшем мы, дальневосточники, будем объединяться вокруг фигуры святителя Иннокентия, - подчеркнул архипастырь.
Епископ Роман выразил благодарность также сослужившему настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерею Владимиру Вигилянскому за переданный три года назад иконостас, часть которого ныне украшает храм Спасского мужского монастыря, а часть будет передана в Георгиевский храм города Нерюнгри.
Также якутский архипастырь приветствовал участников Свято-Иннокентьевского форума.
*
С приветственным словом к духовенству и мирянам обратился архиепископ Верейский Евгений:
— Господь наш Иисус Христос принес Благую весть. Ее понесли по свету святые апостолы, в том числе дошли они до славянских племен. Но активно проросло это семя во времена великого князя Владимира, тысячелетие со дня преставления которого мы вспоминаем в этом году. Далее усилиями многих миссионеров распространялась святая вера, и огромное значение для ее распространения в этих краях имел и святитель Иннокентий. Он прошел даже до Америки и посеял там семена веры. В каких условиях он совершал свое служение!
Сейчас у нас есть возможность преодолеть огромные расстояния за считанные часы, есть средства связи — а каково было им, миссионерам тех времен, которые шли на проповедь в сложнейших условиях, потому что знали: они должны нести веру.
В прошедшие годы и десятилетия многие годы и бури пронеслись над нашим Отечеством — в том числе и над Якутией. Огромное количество храмов было закрыто и порушено, но сейчас мы видим возрождение духовной жизни. Мы свидетели этих перемен — многие храмы уже открыты и наполняются людьми.
Владыка Евгений передал якутянам благословение Святейшего Патриарха Кирилла, пожелал помощи Божией епископу Роману и процветания Якутской духовной семинарии.
Затем прихожан и духовенство приветствовал настоятель храма святой Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.
— Якутская епархия — самая большая епархия в мире. Это суровый край, но тот, кто побывал здесь, знает, что гостеприимство и теплое общение растапливает любые природные условия, а молитва сокращает любые расстояния.
От прихожан Татианинского храма отец Владимир передал в дар Преображенскому собору старинную икону Божией Матери и сообщил о передаче Якутской епархии еще целой серии икон.